GKBARIT.ru
Санкт-Петербург и Ленинградская область
18 лет осуществляет охранную деятельность в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Северо-запад) и является одной из лидирующих и самых надежных организаций на рынке охранных услуг. Охранные предприятия, входящие в состав ГК "БАРИТ", осуществляют полный спектр услуг по охране объектов любой сложности. За эти годы ГК "БАРИТ" значительно расширилась...

История казачества (продолжение): Причерноморье в XIV В. Казачьи городки на Дону

На Дону первые упоминания о вольных казаках относятся к 1548 г. Как рассказывает летопись, в этот год из Крыма к астраханскому хану было направлено посольство. Когда оно подошло к Дону вблизи Волго-Донской переволоки (место, где Дон сближается с Волгой), послы встретили на своем пути «острогу» (укрепление). Вблизи этой остроги посольство было разгромлено. В летописи прямо не указывается, что в остроге сидели вольные донские казаки. Но по целому ряду признаков можно говорить, что это были именно они. Названо имя их предводителя - Михаил Черкашенин, который вскоре становится известен как атаман донских казаков. В следующем, 1549 г. история повторилась. Ногайский князь Юсуф написал царю Ивану IV (Грозному): «Холопи твои, некто Сары-Азман словет, на Дону в трех и в четырех местах города поделали... да наших послов... и людей стерегут, да разбивают». Царь в ответном послании признал, что Сары-Азман и другие действительно его холопы (подданные), «и те наши холопи в нашей земле многое лихо учинили» и убежали на Дон. И позже Иван Грозный на упреки и жалобы турок, татар и ногайцев отвечал: «На Дону живут разбойники без нашего ведома...мы и прежде сего посылали истреблять их, но люди наши достать их не могут».

Наиболее простой перевод имени «Сары-Азман» - рыжий турок. Но большинство «разбойников» составляли, видимо, московские люди, раз уж .царь признал их своими холопами. Буквально через два года люди, подобные Сары-Азману, взяли под свой контроль весь Дон - сверху донизу. Турецкий султан сообщал ногайскому князю Измаилу, что обижен на царя Ивана IV: «Казаки его с Азова (город, где стоял турецкий гарнизон. — Авт.) оброк емлют и воды из Дону пить не дают...» Со второй половины XVI в. на Дон из России потоком хлынули военные слуги казненных Иваном Грозным бояр, дворяне, которым не полюбилась царская служба, и вольные люди, которых государство стало прикреплять к земле. «Мы на Русь лиха не мыслим, - говорили они. — Царствуй царь в кременной Москве, а мы - казаки - на Тихом Дону». 3апорожская Сечь. Еще одним центром вольного казачьего сообщества стали степи южнее Киева - территория между татарскими владения ми, землями Великого княжества Литовского и Польского королевства. Издавна здесь селились тюркоязычные племена тюрков, берендеев, турпеев и ковуев, которые поставляли наемное конное войско южно-русским княжествам и были объединены одним названием «черные клобуки». Молодежь этих «черных клобуков» стала костяком нового казачьего сообщества и дала ему новое название - «черкасы». «Черные Клобуки еже зовутся Черкасы», - сказано в летописи. Черкасский костяк быстро оброс славянскими мышцами за счет вольных людей, бегущих сюда из южнорусских и польских земель.

В 1506 г. польский король Сигизмунд I закрепил за новым казачьим сообществом все занимаемые казаками земли в низовьях Днепра и по правому берегу реки. Формально вольные днепровские казаки были в ведении польских королевских чиновников, старосты Каневского и Черкасского, но реально мало от кого зависели. В 1521 г. многочисленные днепровские казаки во главе с Евстафием Дашкевичем вместе с крымскими татарами ходили в поход на Москву, а в 1525 г. тот же Дашкевич, числившийся старостой Черкасским и Каневским, опустошил с казаками Крым. В 1556 г. часть днепровских казаков, не желавших подчиниться Литве и Польше, образовала на Днепре на острове Хортица общество холостых вольных казаков под названием «Запорожская Сечь». Предводитель этих казаков, князь Дмитрий Иванович Вишневецкий, послал в Москву челобитную с просьбой принять запорожских казаков в московское подданство. Поскольку Сечь ближе всех днепровских казачьих поселений подходила к татарским владениям, турки и татары сразу же попытались выбить казаков с Хортицы. В 1557 г. Сечь выдержала турецкую и татарскую осаду, но, отбившись, казаки все же ушли обратно к Каневу и Черкасам. В 1558 г. еще 5 тыс. холостых днепровских казаков вновь заняли днепровские острова под самым носом татар и турок.

Так, в постоянной борьбе за приграничные земли сложилось сообщество наиболее отважных днепровских казаков. Занимаемый ими остров стал передовым военным лагерем днепровского казачества, где постоянно жили лишь холостые, наиболее отчаянные казаки. Жизнь и быт первых казаков. Поселения первых казаков не представляли собой чего-либо примечательного. Это были несколько изб или землянок где-нибудь на речном островке, окруженных стеной из двойного плетня или двойного палисада, внутри набитой землей. В таких поселениях и жили немногие казаки, большая же часть объединялась в станицы - так назывались стаи перелетных птиц - бродила по Дону, спускаясь в Азовское и Черное моря, а по Волге - в Каспийское, или рыскала на конях по степи в поисках добычи. На свои островки они возвращались на зиму и жили в «зимовищах», временных поселках, состоящих из шалашей и землянок. Властью у казаков считался Круг. Когда вместе собираются люди из разных земель, носители разных культур и хранители разных вер, то, чтобы ужиться, им приходится в своем общении отступить на уровень самый простой, опробованный тысячелетиями, доступный для любого понимания. Вооруженные люди становятся в круг и, глядя в лица друг другу, решают. Решения принимаются единогласно. В ситуации, когда каждый миг рискуешь жизнью, вооруженное большинство не потерпит вооруженного меньшинства. Либо изгонит, либо просто перебьет. Несогласные могут отколоться, но впоследствии внутри своей группы разномыслия тоже не потерпят. Когда решение принято, на срок его выполнения выбирался вожак, называемый «атаманом». Ему подчиняются беспрекословно. И так пока не выполнят то, что решили.

Группы единомышленников отвоевывают в степи или на реке свой ареал, свою зону влияния, увеличиваются, начинают укрепляться, строят городки на островах, чтобы не было внезапного нападения. Постепенно и осевшие в городках, и бродящие по степи объединяются в своеобразную «республику». Одна из таких «республик» была на Днепре, другая — на Дону, и центр ее был на острове при слиянии Донца и Дона, городок назвали Раздоры. В «республике» устанавливается древнейшая форма власти. Полнота ее в руках народного собрания, которое называется так же — Круг. В перерывах между кругами управляет избранный атаман, власть исполнительная. Атаману, избранному единогласно, мазали голову грязью и сажей, сыпали за ворот горсть земли, как преступнику перед утоплением, показывая, что он не главарь, а слуга общества, и в случае чего его покарают беспощадно. Атаману избирали двух помощников, есаулов. Власть атаманская длилась один год. По такому же принципу строилось управление в каждом городке. Собираясь в набег или поход, так же избирали атамана и всех начальников, и до конца предприятия избранные вожди могли наказывать за неповиновение смертью.

Главными преступлениями, достойными страшного наказания, считали измену, трусость, убийство (среди своих) и воровство (опять же среди своих). Осужденных сажали в мешок, подсыпали туда песку и топили («в воду сажали»). В поход казаки уходили в разном рванье. Холодное оружие, чтобы не блестело, вымачивали в рассоле. Зато после походов и набегов наряжались ярко, предпочитая персидскую и турецкую одежду. По мере того, как обживалась река, здесь появляются первые женщины. Некоторые канаки стали вывозить свои семьи с прежнего места жительства. Но большинство женщин были отбиты, украдены или куплены. Неподалеку, в Крыму был крупнейший центр работорговли. Многоженства среди казаков не было, брак заключался и расторгался свободно. Для этого казаку было достаточно поставить в известность Круг. Таким образом, на Дону и Днепре, на ничейных территориях, стали образовываться сообщества вольных людей. Казаки на государственной службе. Городовые и полковые казаки. Возникновение служилого казачества в России относится к XV в. Окончательно служба казаков была организована и упорядочена в XVI в. Во время войны из вольных нетяглых людей и из безземельных батраков на полицейскую службу в городах и на пограничную службу на окраинах страны набирались воины. За службу они получали поместья наравне с боярскими детьми (боярскими «вассалами»). (Продолжение в следующем номере).