GKBARIT.ru
Санкт-Петербург и Ленинградская область
18 лет осуществляет охранную деятельность в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Северо-запад) и является одной из лидирующих и самых надежных организаций на рынке охранных услуг. Охранные предприятия, входящие в состав ГК "БАРИТ", осуществляют полный спектр услуг по охране объектов любой сложности. За эти годы ГК "БАРИТ" значительно расширилась...

Казачьи порядки, обычаи, традиции

Важными обрядами были проводы казаков и встреча их со службы. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в XVII веке, когда казаки собирались в сухопутные или морские походы за «зипунами», перед отправлением весь народ собирался около часовни или церкви. Вместе с походным атаманом и войском слушали обедню, молили Николая Угодника о покровительстве и помощи. Потом все выходили на площадь, где были приготовлены мед и вино, пили прощальный ковш, провожали походное войско до судов. На берегу еще запевали взаимное прощание и оставались до тех пор, пока лодки не терялись из виду.

Если поход был удачен, день возвращения казаков праздновался с особенным торжеством. Все население стекалось на берег Дона. Победители, одетые в лучшие одежды, с распущенными знаменами, с песнями под звуки литавр, торжественно проплывали мимо стоявшей толпы, приветствуя родные берега пушечными и оружейными выстрелами.

В XIX веке в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на берегу Дона и не на площади, а в доме служивого. Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству».

По обычаю, все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг, – обращался к жене, – жди меня, быть может, Бог даст – вернусь!».

Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где проходил молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.

Свадебный обряд

Еще одним важным обрядом был свадебный, который, как никакой другой, несет в себе элементы народной драмы. Все участники были одновременно и действующими лицами, и зрителями. В народе существует два понятия свадебного обряда – «справлять» свадьбу и «играть» свадьбу. Первое отражает многочисленные хозяйственные заботы, связанные с этим событием, второе выражает сущность обряда.

Перед тем, как засылать сватов, родители жениха на семейном совете обсуждали достоинства и недостатки возможной родни, ее «природу». Тут вспоминалось, кто в их роду нарушал общепринятые обычаи и правила общины, заслужил худую славу, был нелюдим, скуп, показал себя вором или горьким пьяницей, нерадивым в семье или хозяйстве. Все эти отрицательные черты могли сказаться и в характере невесты. Только всесторонне обсудив «природу» невесты, семья жениха принимала решение начать сватовство.

Свадьбы можно было справлять в любое время, кроме постов. Начиналось все смотринами невесты, после чего уже засылались в дом невесты сваты со стороны жениха. Выбирали для этого людей опытных, которые славились умением высватать. Сваты говорили просто: такой-то и такая-то хотят вступить с вами в родство. Если им отвечали благодарностью за доброе мнение о дочери, но отговаривались, что не могут выдать ее, так как не имеют всего нужного для свадьбы, то это означало отказ. В случае согласия отец невесты назначал день, в который им надлежало прийти за ответом.

Затем происходило рукобитье. Жених с матерью, отцом и родней приходил в дом суженой. Родители в знак союза давали друг другу руки. Жениха и невесту ставили рядом, соединяли им руки и говорили: «Дочь, вот тебе жених, а тебе, мой сын, невеста. Да благословит Господь Бог союз ваш». Далее шел сговор. Сговор был торжественнее рукобитья. Приглашались гости со стороны жениха и невесты. Готовили десять или двадцать блюд с кренделями, пряниками, орехами, винными ягодами, финиками. Сговор заканчивался тем, что жених и невеста подносили всем гостям вино. Затем начинались игры, танцы под балалайку, а после – под звуки оркестра, состоящего из двух скрипок, дудочки и цимбалов. Невеста должна была переменить два-три платья, показывая тем самым достаток.

За несколько дней до свадьбы смотрели приданое невесты: постель, платья в сундуках. По искусно сделанной вышивке, сплетенному кружеву судили о том, какая хозяйка входит в дом. Накануне свадьбы устраивали девичник. Приходили подруги невесты, и здесь она как бы прощалась со своей девичьей волей, со своими подружками и прежней жизнью.

И вот наступал день свадьбы. Это было всегда в воскресенье. Невесту убирали в брачную одежду. Отец с матерью благословляли дочь. Жених, также получив благословение родителей, отправлялся к невесте в сопровождении «храброго поезда», то есть холостых друзей жениха. Из дома невесты все отправлялись в церковь, где над молодыми совершалось таинство венчания. После этого молодые и гости направлялись в дом жениха. На крыльце молодоженов встречали родители жениха с хлебом и солью, осыпали их орехами, зерном, конфетами, мелкой монетой – символами добра, счастья, благополучия. После чего выходил дружка и говорил: «Сыр, каравай принимай, молодых одаряй!». Караваем закладывали хозяйственную основу новой семьи. Дарили новобрачным скот, материю, посуду, деньги, иногда даже дом с садом. После даров начинался пир, который продолжался до самого утра.

На второй день свадьбы носили «калину» – символ чести невесты. Сваха со стороны жениха наряжала красными лентами две зеленые ветви любого дерева и вместе с родственниками жениха шла к родителям невесты благодарить за дочь, по пути приглашая всех гостей на вторые столы. Когда носили «калину», все ее участники старались одеться посмешнее. Мужчины одевались в женскую одежду, а женщины – в мужскую. Но бывало и по-другому. Если невеста не сохранила свою честь, то на ее родителей надевали хомут с намеком на то, что они не сумели удержать свою дочь, а иногда даже такую невесту на второй день возвращали родителям.