GKBARIT.ru
Санкт-Петербург и Ленинградская область
18 лет осуществляет охранную деятельность в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Северо-запад) и является одной из лидирующих и самых надежных организаций на рынке охранных услуг. Охранные предприятия, входящие в состав ГК "БАРИТ", осуществляют полный спектр услуг по охране объектов любой сложности. За эти годы ГК "БАРИТ" значительно расширилась...

ГКО "Казачья Дружина". Причерноморье в древности

Причерноморская степь всегда привлекала к себе разные народы. Первые поселения здесь появились задолго до нашей эры. Полноводные, богатые рыбой реки, изобилующая дичью пойма - все это создало благоприятные условия для проживания первобытных охотников и рыболовов. Сочная трава в междуречье Дона и Волги, Донца и Днепра постоянно приковывала взоры кочевников, которые занимались скотоводством. Близость морей, важные торговые пути привели сюда первых переселенцев из античного мира.

В первой половине I тысячелетия до н.э. здесь появилось постоянное население - ираноязычные племена, которые и дали название одной из рек (Дон по-ирански – вода).

Скифы в Причерноморье. В VII в. до н.э. ираноязычный кочевой народ скифы вышли на Дон с востока, перешли его и расселились на правом. берегу. Здесь они прожили до III в. до н.э. Восточнее, на левом берегу, поселились савроматы, родственные скифам по языку.

Греческий историк Геродот считал приазовских скифов наиболее воинственными среди всех племен. Геродот сообщает о том, что господствующими среди скифских племен были племена царских скифов, жившие в степях между Днепром и Доном.

Существовавший у скифов союз племен постепенно приобретал черты государства во главе с царем. Власть царя была наследственной и обожествлялась, частично ограничивалась советом союза племен и народным собранием.

Скифы верили, что после смерти человек попадает в загробный мир и там продолжает вести такой же образ жизни, как и наземле: ест, пьет, ездит верхом. Поэтому в могилы помещали самый разнообразный инвентарь. В зависимости от степени богатства умершего в могилу укладывались те вещи, которыми пользовался человек при жизни. Наиболее богатые погребения сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг и лошадей. Знатных воинов хоронили с оружием ивдоспехах.

Военная культура скифов. Военная культура составляла основу скифского общества. Скифы довольно широко использовали защитное вооружение. Скифские панцири чаще всего были чешуйчатыми, имели кожаную основу, обшитую металлическими, реже бронзовыми чешуйками. Кроме панциря в оборонительный комплекс вооружения скифов входили наножники, набедренники, набрюшники (боевые пояса), которые также были чешуйчатыми. Весьма экзотично выглядели гибкие заспинные чешуйчатые щиты, которые закрывали спину и предплечья всадника. Дополнялись оборонительные доспехи литыми бронзовыми шлемами округлой формы. Иногда использовались детали греческого производства, такие как кнемиды (поножи), шлемы, которые подвергались переделке местными мастерами. Использовали скифы и обычные щиты из толстой кожи, овальные, луновидные (пельты), которые иногда сплошь обшивались металлическими полосами. Существовали у них и кожаные шапки-башлыки, обшитые чешуйками. Бронирование лошади не производилось. Исключение составляют налобные литые бронзовые бляхи.

Скифские луки были небольшого размера (до 70 см), сложносоставные с асимметричными плечами. Лук был составлен издерева, сухожилий и костяных накладок и склеен костяным или рыбьим клеем. Древки стрел изготовлялись из дерева или тростника, из перьев птиц. Лук и стрелы скифы хранили в специальных кожаных футлярах-горитах, которые красились очень яркими цветами и часто украшались накладными металлическими (золотыми) пластинами. В горите имелось два отделения: одно для лука, другое - для стрел. Из оружия ближнего боя скифами использовались однолезвийные боевые топоры, чеканы и топоры-клевцы, имевшие «клюв» - прямой или изогнутый боек. Мечиикин - жалы, использовавшиеся скифами, были самых различных размеров: длинные мечи доходили от 70 до 100см, длинные кинжалы (акинаки) - до 70 см. Они имели почковидные, сердцевидные перекрестья (защита для руки). Рукоятки мечей не отличались от рукояток кинжалов. Ножны кинжалов и мечей изготовлялись из дерева и обтягивались кожей; они часто украшались накладными золотыми пластинами. В верхней части ножны имели характерную лопасть, за которую меч подвешивался к поясу. Таким образом, военная культура скифов отличалась большим своеобразием.

Скифо-персидская война. Эта война известна нам по описаниям Геродота и других древних авторов. Скифо-персидская война дает блестящий образец войны «азиатского» типа, в которой великолепно были использованы преимущества кавалерии и особенности кочевого ведения хозяйства.

Дарий, желая отомстить скифам за их нападения на персидские территории, задумал окончательно решить «скифскую проблему». И стал готовиться к походу в Скифию.

Весть о готовящемся вторжении персов в Скифию быстро разнеслась по всему Северному Причерноморью и другим землям, заселенным скифами. Вожди многих соседних племен и народов собрались вместе со скифами на совещание, чтобы решить, что делать ввиду угрозы вторжения войск царя Дария. Но только часть участников совещания поддержала намерения скифов выступить против персов. Понимая всю опасность открытого сражения с многократно превосходящим по численности и опыту персидским войском, скифами было принято единственно правильное решение - не давать сражение, а, разделившись на два отряда, отступать, заманивая противника вглубь территории. Отступая, скифы уничтожали траву и засыпали колодцы и источники воды. Один из скифских отрядов возглавил царь Скопасис, а второй состоял из двух частей под главенством Иданфирса и Так-сакиса. Отряд под предводительством Скопасиса должен был отступать вдоль озера Меотиды (Азовское море) к реке Танаис (Дон), заманивая персов. Второй отряд выполнял такие же задачи. По сообщениям Геродота, персы, преследуя скифов, перешли Дон и вторглись в земли савроматов, затем снова вернулись в Скифию.

Дарий со своими воинами устал гоняться за скифским войском. Он обратился к Иданфирсу с предложением принять бой, если скифы считают себя достаточно сильными. Если же скифы боятся, то они должны подчиниться персам. Ответ Иданфирса был насмешлив: персам предлагалось отыскать в бескрайних степях Скифии могилы скифских предков и разорить их, лишь в этом случае скифы обязательно дадут персам сражение, а при других обстоятельствах скифы будут сражаться, когда им заблагорассудится.

Продолжение (следующем номере)